Кулявцев Иван Святославович

Административный риск — основной сдерживающий фактор частной инициативы

В зале детской школы искусств № 11 в рамках проекта «Сотрудничество бизнеса и власти — залог развития Архангельской области» состоялась встреча с уполномоченным по защите прав предпринимателей Николаем Евменовым.

Ранее подобные встречи уже проводились в Архангельске, Новодвинске, Коношском, Верхнетоемском, Онежском, Вельском и Виноградовском районах.

Николай Евменов рассказал о работе института уполномоченных по защите прав предпринимателей. Основан он в 2012 году. В настоящее время принят ряд областных законов, качественно совершенствующих деятельность института, а это: право поддержки гражданских инициатив, направленных на защиту интересов предпринимателей, право проведения общественных экспертизы и проверки, право на создание согласительных комиссий для проведения медиативных процедур по спорным бизнес-вопросам, право предоставления специальных докладов органам власти в случаях массового или грубого нарушения прав и законных интересов предпринимателей.

Рассказал Николай Евменов о реальной помощи. Вот несколько примеров: предпринимателю из Мезенского района оказана правовая защита в сфере деятельности управляющих организаций по управлению многоквартирным домом. Защищены права предпринимателя из Коношского района по вопросу аренды помещения. Предпринимателю из Устьянского района оказано содействие в получении разрешения на строительство жилых домов.

Уполномоченным подписаны соглашения о взаимодействии с государственными структурами и субъектами предпринимательской деятельности. Среди них: прокуратура Архангельской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области, Главное управление МЧС России по Архангельской области, Управление Министерства внутренних дел РФ по Архангельской области.

Николай Евменов упомянул, что ежегодный доклад уполномоченного о состоянии соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности на территории Архангельской области направляется губернатору Архангельской области, уполномоченному при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, председателю Архангельского областного суда, в прокуратуру Архангельской области и размещается на официальных сайтах. Кроме того, уполномоченный выступает с ежегодным докладом на сессии Архангельского областного Собрания депутатов.

По результатам рассмотрения ежегодного доклада принимается постановление Архангельского областного Собрания депутатов. В 2015 году приняты изменения в областной закон «Об административных правонарушениях», которые усиливают ответственность за воспрепятствование законной деятельности уполномоченного по защите прав предпринимателей. Отныне вмешательство в его деятельность, неисполнение законных требований, а также несоблюдение установленных сроков предоставления информации (или предоставление ложной информации) влекут наложение значительного штрафа. Региональным парламентом поддержано предложение относительно законодательной инициативы в Государственную Думу по введению в КоАП нормы за воспрепятствование законной деятельности уполномоченного — с административными санкциями вплоть до дисквалификации должностных лиц. В 2015 году рассмотрено более 300 жалоб от предпринимателей, которые в основном касались деятельности муниципальных властей и несовершенства нормативных актов органов местного самоуправления.

После того как уполномоченный отчитался о своей работе, ему задали несколько вопросов.

После встречи бизнес- уполномоченный ответил на вопросы корреспондента «Каргополья»:

— Николай Викторович, так все-таки каких предпринимателей надо защищать и от кого?

— Когда человек решает открыть собственное дело, он всегда оценивает свою финансовую возможность и риски, которые есть — налоговые, административные, финансовые. Задача уполномоченного — снижать административные риски. Поэтому мы сегодня выходим с инициативой по повышению ответственности должностных лиц, которые должны четко понимать: препятствовать развитию предпринимательской деятельности, мешать конкретному проекту — запрещает закон. До этого мера ответственности еще не была урегулирована, поэтому до 80 % обращений и жалоб мы получали с мест.

По торговле, общественному питанию, транспорту, городскому хозяйству, услугам, рекламе — из муниципалитетов, где нет понимания роли бизнеса в развитии муниципального образования. Второй блок — повышение качества муниципальных и госуслуг для бизнеса. Это выдача документации, согласование любого документа, проекта и так называемый маневр должностного лица: хочу — дам, хочу — не дам. Сейчас приводим в порядок местную документацию, муниципальные органы к нам прислушиваются. Стараемся сделать так, чтобы везде были административные регламенты, чтобы каждое действие должностных лиц четко регламентировалось по срокам и по составу процедур, чтобы не было возможности запрашивать те документы, которые федеральным законом не определены.

На муниципальном уровне должна выстроиться четкая модель правил игры. Как только правила игры станут прозрачными, тогда и у предпринимателя будет понимание, что местная власть его слышит. Если правила игры не определены и меняются, часто не в пользу бизнеса, то и у бизнеса нет желания дальше развиваться на этой территории. Можно привести пример. Еще в прошлом году у каждого муниципального образования была своя политика по градостроительству, свои правила игры, свой регламент. При едином федеральном Градкодексе мы имели срок получения документов на строительство примерно 2 года, когда лучшие практики в регионах — это всего один месяц.

Можете себе представить, насколько невыгодно в ряде случаев вести свой бизнес, вкладывать заработанные деньги в новые проекты, если речь идет о таких ограничениях по срокам. Поэтому задача уполномоченного — выявлять и диагностировать такие системные проблемы и предлагать органам власти принимать решения с точки зрения пользы для бизнеса, снижения административных барьеров и поддержки частной инициативы.

Если говорить про способствование развитию местных организаций и предприятий, то это сегодня наши инициативы, поддержанные правительством Архангельской области, о компенсации затрат местных товаропроизводителей и компаний, которые, допустим, шьют одежду. Если компания шьет одежду, она должна ее сертифицировать, и расходы на это ложатся на ее плечи. Мы предложили компенсировать их за счет государства. Налоговые издержки в виде патента упрощенного режима налогообложения должны быть снижены и доступны для малого бизнеса, поэтому в ноябре прошлого года по нашей инициативе был расширен перечень видов деятельности по патентам. Их стало 66. Туда вошли хлебопечение, ремонт техники, изготовление и ремонт мебели и другие виды деятельности, удобные для ведения малого бизнеса. При этом существенно снижена стоимость патента для представителей бизнеса, работающих в районах, на селе — на 50 %. Вот такую деятельность, направленную на поддержку бизнеса, мы ведем.

— Вы сказали, что за этот год к вам поступило более 300 обращений. А сколько из Каргопольского района? Кому удалось помочь?

— По Каргопольскому району было всего одно обращение — в сфере строительства для городского хозяйства. Его мы разбирали совместно с администрацией. Речь идет о заявителе, которого сейчас нет на месте. Мы общаемся с главой района, чтобы знать о дальнейшем ходе работы с ним.

— Многим удается помочь?

— Больше 70 % обращений — это муниципальный уровень, где-то порядка 50%, когда мы квалифицируем нарушение либо не совсем адекватный информационный обмен. Бывает так, что предприниматель считает свои права нарушенными, но мы видим, что в чистом виде нарушения не было, есть непонимание, нет полноценного контакта. Помогаем такой контакт наладить. Главная наша задача — досудебное урегулирование вопроса.

— Не обращались ли к вам по поводу ущемления прав наших предпринимателей, когда их лесные делянки отдали большой устьянской компании?

— Сигналы из районов с вопросами о перспективах по лесному фонду в отношении малого бизнеса поступали. Была создана комиссия в областном правительстве, в которую я был приглашен как уполномоченный. Мы увидели, что стал налаживаться диалог между крупными арендаторами лесных участков и малым бизнесом. Каким образом? Ассоциация малого бизнеса в лесной сфере (это более 40 компаний) смогла объединить в том числе и местные ассоциации и донести их чаянья и голос до областного правительства, сесть за стол переговоров с крупными арендаторами. Диалог стал налаживаться.

Главную задачу уполномоченного я увидел в том, что планы закупок и планы аукционов по лесным участкам для малого бизнеса не были достаточно прозрачны и открыты. В сети интернет у регулятора (министерства природных ресурсов) не были размещены планы, где и в каком районе будут проходить эти аукционы. Решение губернатора о выделении полумиллиона кубометров лесосеки для малого бизнеса было принято, но его исполнение с точки зрения прозрачности и перспектив для малого бизнеса — задача уполномоченного. Поэтому я выступил на комиссии с предложением открыть план, показать каждому муниципальному образованию и предпринимателям, каким образом лесосека будет распределена между всеми муниципальными образованиями, когда, кто и где может заявиться, чтобы поучаствовать в этих процедурах.

Процесс сейчас идет полным ходом, и крупные арендаторы понимают, что они в одиночку не смогут осилить большой лесофонд, поэтому идут на диалог с местными заготовителями и компаниями. Но опять же — они хотят адекватности, чтобы рабочая сила, которая будет использоваться на местах, в свою очередь прогарантировала, что будет исполнять свои обязательства. Потому что отвечать перед министерством и правительством за выполнение проектов будут крупные арендаторы.

Сергей МУРАШЕВ.

На снимке: Николай Евменов.

Фото автора.

Каргополь Евменов

 

1 июня 2016