Кулявцев Иван Святославович

Публикации

  • Проверок стало меньше, а размер штрафов вырос

    – На состоявшейся на минувшей неделе сессии областного Собрания я представил депутатам доклад о состоянии соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в Архангельской области за 2016 год.

    Одно из ключевых направлений деятельности уполномоченного – работа с жалобами предпринимателей. В регионе, согласно данным с официального сайта Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области, на 1 января 2017 года зарегистрирован 30 741 предприниматель. Количество коммерческих предприятий и организаций составляет 24 291.

    В докладе представлен анализ поступивших жалоб и информация о результатах их рассмотрения, а также мониторинг контрольно-надзорных мероприятий, проводимых в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Отмечу, что в 2016 году по сравнению с 2015-м количество жалоб от предпринимателей на органы местного самоуправления снизилось более чем в два раза.

    В рамках исполнения поручения губернатора Архангельской области уполномоченным осуществлен мониторинг контрольно-надзорных мероприятий, проводимых в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства региона.

    Подчеркну, что применение риск-ориентированного подхода позволило существенно сократить количество плановых проверок в 2016 году. По некоторым направлениям их число снизилось в разы. Например, МЧС России по Архангельской области в 2015 году выполнило 834 проверки, в 2016-м – 313.

    В 2015 году в отношении объектов предпринимательской деятельности было проведено 6 029 проверок. В 2016 году эта цифра уменьшилась на треть – 4 008 проверок.

    Несмотря на проводимый курс по оптимизации контрольно-надзорной деятельности и сокращение количества проверок, средний размер штрафов вырос. Общая сумма взысканий, которая должна была бы, соответственно, снизиться наоборот, даже возросла. В 2015 году штрафов было выдано на сумму 66 миллионов рублей. В 2016-м эти показатели превысили 90 миллионов рублей.

    Работа по решению проблем бизнеса будет продолжена. Я намерен максимально задействовать доступные бизнес-омбудсмену инструменты в защите прав и законных интересов предпринимателей.

    Я открыт к диалогу и готов взаимодействовать со всеми уровнями власти, контрольно-надзорными органами и предпринимательским сообществом. Наша общая задача – улучшение делового климата, повышение качества жизни северян и инвестиционной привлекательности региона. Уверен, что системная работа и диалог между представителями бизнеса и власти напрямую повлияют на решение проблем предпринимателей и развитие экономики.

    Газета «Архангельск — город воинской славы»
    Акценты недели

    6

    8 июня 2017
  • Иван Кулявцев: «Наказать предпринимателя не проблема. Сложнее стать его союзником и помощником»

    201704190017

    На должность уполномоченного при губернаторе Архангельской области по защите прав предпринимателей назначен Иван КУЛЯВЦЕВ. Соответствующее распоряжение подписал глава региона Игорь ОРЛОВ.

    Иван Кулявцев прокомментировал свое назначение корреспонденту «Бизнес-класса».

    «Я начал заниматься бизнесом (производством и установкой окон) в 2001 году, добился определенных результатов, знаком со многими проблемами и подводными камнями. С 2008-го активно участвую в деятельности объединения представителей малого и среднего предпринимательства. Коллеги из Архангельского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» предложили мою кандидатуру на должность бизнес-омбудсмена губернатору, и Игорь Анатольевич ОРЛОВ ее одобрил, а затем и уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Юрьевич ТИТОВ.

    Для меня это и кредит доверия, и ответственность, и реальная возможность на законодательном и практическом уровнях помочь, защитить права коллег-предпринимателей, наладить диалог между органами власти и бизнес-объединениями, работать на снижение административного давления, и, как результат, на создание комфортных условий для ведения бизнеса. Убежден, что поддержка предпринимательских инициатив – один из главных аспектов успешного развития государства и общества.

    Заслуги первого бизнес-омбудсмена в Архангельской области и работа его секретариата оцениваются очень высоко. Была создана необходимая нормативно-правовая база, в муниципальных образованиях появились общественные представители уполномоченного. Депутаты областного Собрания приняли целый пакет законов и постановлений, существенно расширяющих функции бизнес-омбудсмена. Высокую оценку работе Николая Евменова дал Борис Титов.

    К слову, в отсутствие регионального бизнес-омбудсмена, которое длилось более двух месяцев, секретариат продолжал динамично работать — это тоже, безусловно, достижение Николая Викторовича, который «поставил на ноги» один из ключевых правозащитных институтов в регионе.

    Опираясь на доклады уполномоченного за предыдущие годы, могу сделать вывод, что чаще всего предприниматели обращаются по поводу действий (или бездействия) представителей власти на муниципальном уровне и должностных лиц при проведении проверок. На мой взгляд, необходимо прежде всего работать в команде над изменением законодательства и подходов к проверкам. Зачастую представители бизнеса, особенно малого, не могут знать всех требований каждого из надзорных ведомств. Наказать предпринимателя не проблема. Куда более сложная профессиональная задача для проверяющих, так же, как и для служащих органов власти, – быть союзниками, помогать встраиваться в систему координат: тогда бизнес будет развиваться, приносить ощутимый эффект в виде налоговых отчислений, создания новых рабочих мест и развития территорий», — отметил Иван Кулявцев.

    Справка «БК»

    Иван Святославович Кулявцев родился 13 ноября 1979 года в Новодвинске. Имеет высшее образование. Окончил Архангельский государственный технический университет по специальности «Информационные системы». Выпускник Президентской программы подготовки управленческих кадров.

    19 апреля 2017
  • Северные «отбавки»: предприниматели просят снижения страховых взносов с фонда оплаты труда

    Больной для предпринимателей Архангельской области вопрос «северных» надбавок в очередной раз обсуждался на федеральном уровне – на заседании Общественной палаты РФ. Помимо общих слов о том, что на Севере вести бизнес дороже, пожалуй, впервые был представлен подробный расчет – насколько конкретно. При этом отменять «северные» бизнес-сообщество не просит, а хочет хотя бы снижения страховых взносов с ФОТ: для Архангельска в 2,5 раза, а для Северодвинска – в 3,5.

    В составе делегации от Архангельской области на заседании Общественной палаты РФ присутствовал руководитель ЗАО «АРБИС» Егор ТРЕСКИН: именно он выступал с докладом, где был представлен подробный расклад по доходам типового предприятия, созданного в Вологде, Архангельске и Северодвинске.

    В качестве модели был предложен бизнес в сфере услуг с равными расходами и 25 сотрудниками: пять человек непроизводственного персонала (с зарплатой в 25 тысяч рублей) и 20 – производственного (с зарплатой в 40 тысяч рублей), половина из которых – женщины.

    sever_lgoty.jpgРезультаты подсчетов показали, что основной причиной отставания северных регионов стали более долгие отпуска: в Вологде 25 работников будут отдыхать в общей сложности 700 дней в году, в Архангельске – 1100, а в Северодвинске – 1300 дней. Стоит оговориться, что пропасть между территориями, где действуют «северные» льготы, и теми, где их нет, заметна только в тех сферах бизнеса, где значительная часть затрат – фонд оплаты труда, то есть для крупных товаропроизводителей разница не так ощутима.

    Кроме того, в свое время государство позаботилось о женщинах, проживающих на северных территориях, и установило для них 36-часовую рабочую неделю. Сегодня это означает, что 10 женщин в смоделированном предприятии в Архангельске и Северодвинске в неделю отработают 360 часов вместо 400, как в Вологде. Чтобы компенсировать эту разницу, нужно нанимать, к примеру, еще одну женщину – это дополнительные расходы, которые к тому же не до конца выровняют положение: 11 сотрудниц в неделю отработают 396 часов (и так – на каждые 10 женщин). По мнению Егора Трескина, при таком раскладе пол сотрудника на Севере играет немалую роль при устройстве на работу, особенно в период жесткой экономии.

    «Мы давно договорились, что работать надо чисто – без «тени». Но приняв это решение, ощутили всю сложность его исполнения. Бизнес на Севере поставлен в суровые условия не только климатические, но и экономические. Проблема даже не в том, что налоги больше или фонд оплаты труда, а в том, что люди намного меньше работают. Какой смысл писать стратегию инвестиционной привлекательности региона, если условия для бизнеса такие неравные?» – рассуждает Егор Трескин.

    По этим подсчетам, разница действительно очень заметна. Если предположить, что каждый сотрудник предприятия способен производить 5000 рублей добавленной стоимости в день, то валовой продукт предприятия в Вологде за год составит 21,9 млн рублей, в Архангельске – почти 19,3 млн, в Северодвинске – 18,5 млн рублей. То есть при одинаковой численности персонала и одинаковой зарплате предприниматель в Архангельске получит выручку на 2 млн 615 тысяч рублей меньше, чем его коллега из Вологды, а северодвинским бизнесменам повезет еще меньше: 3 млн 375 тысяч не в их пользу.

    За вычетом всех расходов и налогов, бизнес в Вологде принесет за год 4,5 млн рублей, в Архангельске – 2 млн 128 тысяч рублей, в Северодвинске – всего 1 млн 568 тысяч.

    kazarinov_2016.jpg«На самом деле проблема еще глубже, она касается, в частности, оборонных предприятий. «Севмаш» и «Звездочка» проигрывают многие контракты конкурентам из Санкт-Петербурга, а потом туда уходят ценные кадры. Если бы государство компенсировало затраты на «северные», у местных предприятий была бы возможность на равных бороться за рынок с другими регионами. Государство должно определиться, сколько людей им нужно, скажем, в Северодвинске, и обеспечить для них компенсацию всех льгот. В годы СССР в Северодвинске не существовало проблем со специалистами и оттоком населения. Зарплаты здесь были как везде, но умноженные на определенный коэффициент. Когда после окончания учебного заведения проходило распределение, все отличники хотели остаться здесь», – рассказал «БК» председатель комитета Архангельского областного Собрания депутатов по экономической политике и предпринимательству Виктор КАЗАРИНОВ.

    Виктор Казаринов придерживается той точки зрения, что дальнейшие перспективы России связаны не с нефтью и другими ресурсами, а с развитием экономики. Следовательно, должны быть созданы специальные условия для северных территорий. Тогда местный бизнес получит больше возможностей вкладываться в человеческий ресурс, платить более высокую зарплату, чтобы конкурировать с другими регионами. На областном уровне, к сожалению, вряд ли можно что-то сделать: единственный способ помочь бизнесу – компенсировать часть каких-либо затрат, но бюджет у нас дефицитный и денег не хватает в полной мере даже на исполнение социальных обязательств. Остается одно – обращаться в Москву и надеяться, что Архангельскую область услышат, считает Виктор Казаринов.

    Как рассказал Егор Трескин, по итогам выступления в Общественной палате РФ, представители других северных регионов поддержали архангельских коллег. А раз проблема общая, то и заявлять о ней стоит сообща.

    В качестве одного из вариантов решения проблемы Егор Трескин предлагает предоставлять гражданину, проживающему на Севере, налоговый вычет в размере понесенных расходов на проезд (документально подтвержденных билетами) по НДФЛ при заполнении декларации или компенсировать работодателю эти расходы за счет Фонда социального страхования.

    «Нерационально, с одной стороны, направлять миллионы рублей на развитие бизнеса на Севере, а с другой – продолжать бояться притронуться к законам, реально снижающим рентабельность бизнеса. Если государство не может отказаться от длинных северных отпусков, то необходимо признать территории Севера особыми с экономической точки зрения, где объективно выше себестоимость любого производимого валового продукта. Для компенсации этой «особенности условий» нужно пересмотреть ставки страховых взносов с ФОТ, уменьшив их в 2,5 раза для территорий, приравненных к районам Крайнего Севера, и в 3,5 раза – для территорий Крайнего Севера», – подчеркнул Егор Трескин.

    Кроме того, по его мнению, можно также субсидировать содержание рабочих мест (для сотрудников-женщин) на Севере для легального бизнеса по принципу: одно место за счет государства на 10 мест за счет бизнеса. При таких условиях предприятия смогут нанимать больше персонала для компенсации выпадающих дней отпусков и обеспечивать сопоставимый выпуск валового продукта по рабочим дням с предприятиями несеверных территорий.

    evmenov_nv2015.jpg«Проблема «северных» поднимается регулярно. Общественная палата эту тему подхватила, чтобы выработать свою позицию. Думаю, скоро откроется финишная прямая, когда правительство обобщит позиции бизнес-сообщества, экспертов, общественников и внесет в план решение данной проблемы. Принципиально могут возражать только финансовые власти. Но это серьезный вопрос развития потенциала нашего региона», – считает уполномоченный при губернаторе Архангельской области по делам предпринимателей Николай ЕВМЕНОВ.

    По его мнению, страх падения собираемости налогов при снижении ставки страховых взносов необоснован. Когда несколько лет назад взносы в ФСС для индивидуальных предпринимателей были увеличены, сиюминутно бюджет получил больше денег. Но в стратегическом плане это был проигрыш. Так же и здесь: снижение ставки страховых взносов для некоторых территорий в долгосрочной перспективе будет более правильным решением.

    «Стратегически государство выиграет, потому что больше предпринимателей начнут создавать бизнес, многие выйдут из «тени». За прошлый год в областной бюджет по упрощенной системе налогообложения – по сути это вклад малого бизнеса – поступило 2,4 млрд рублей. Рост составил 5% по сравнению с предшествующим годом. Это говорит о том, что малый бизнес в регионе присутствует и является партнером государства, а если создать для него комфортные условия, то все будет еще лучше», – добавил Николай Евменов.

    Прямая речь

    vuymenkov_s.jpgСемён ВУЙМЕНКОВ, министр экономического развития Архангельской области:
    – Правительством Архангельской области была инициирована большая работа, направленная на компенсацию дополнительной нагрузки по «северным» льготам. В Российской Федерации на законодательном уровне предусмотрено предоставление пониженных ставок страховых взносов для отдельных категорий предпринимателей. Сейчас льготы получают представители бизнес-сообществ, осуществляющих деятельность на территориях опережающего социально-экономического развития. Мы предлагаем применить соответствующие компенсационные меры на территории субъектов, входящих в Арктическую зону РФ.

    Предложение было передано Президенту РФ в рамках его рабочей встречи с губернатором Архангельской области в июле текущего года. Согласно указанию Владимира Владимировича ПУТИНА, работа над инициативой продолжена правительством региона совместно с федеральными органами государственной власти.

    Введение льготного режима предусматривает серьезные законодательные и финансовые изменения и поэтому не может быть осуществлено одномоментно. Но в то же время подчеркну, что инициатива, обсуждавшаяся до этого много лет, вышла на новый уровень и сейчас ведется активная работа по ее реализации.

    Автор материала: Артем БОТЫГИН
    Еженедельник «Бизнес-класс»

    21 ноября 2016
  • Николай Евменов: Предприниматели стали активнее обращаться за юридической поддержкой

    В Архангельске представители бизнеса могут обратиться за бесплатной юридической помощью в Общественную приемную Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.

    По словам уполномоченного при Губернаторе Архангельской области по защите прав предпринимателей Николая Евменова, каждому предпринимателю необходима юридическая поддержка. «Мы идем по пути выполнения приоритетных задач, которые ставит Губернатор Архангельской области Игорь Анатольевич Орлов: максимально поддерживать предпринимательское сообщество региона и создавать комфортные условия для привлечения инвестиций. Сегодня представители бизнеса имеют возможность бесплатно получить высококлассную юридическую помощь как в аппарате бизнес-уполномоченного, так и в общественной приемной. Это востребованный инструмент поддержки малого и среднего бизнеса», — подчеркнул Николай Евменов.

    В рамках работы Общественной приемной Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей бесплатные юридические консультации субъектов малого и среднего предпринимательства оказывают наши партнёры. Юристы консультируют предпринимателей по вопросам нарушенных прав и законных интересов решениями или действиями (бездействием) органов государственной власти Архангельской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц.

    Предварительная запись по тел.: (8182) 20-76-49.

    Консультации проводятся по адресу: г.Архангельск, ул.Поморская, д.2, каб. 400.

    Газета «Знамя Труда» (Вилегодский район, Архангельская область). 

    10 ноября 2016
  • Николай Евменов: Малый бизнес защищен антимонопольным иммунитетом

    Бизнес-уполномоченный Николай Евменов и руководитель регионального УФАС Денис Бугаев провели пресс-конференцию по актуальным вопросам смягчения законодательства в отношении малого бизнеса.

    Отметим, что законодательные изменения распространяются более чем на 30 тысяч индивидуальных предпринимателей и свыше 25 тысяч юридических лиц, действующих в сфере МСП. Открывая пресс-конференцию, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области Денис Бугаев подчеркнул, что в июле 2016 года в силу вступили законодательные изменения, направленные на создание благоприятного предпринимательского климата. Среди них – введение для субъектов малого предпринимательства иммунитета в отношении злоупотребления ими доминирующим положением и заключения отдельных антиконкурентных соглашений (ст. 10, 11 Закона «О защите конкуренции»), а также иммунитета в отношении нарушений в сфере торговой деятельности (ст. 4.1 закона о торговле).

    – Государство делает шаг навстречу малому бизнесу и позволяет свободно вздохнуть. Внесенные в начале июля 2016 года поправки в Закон «О защите конкуренции» предусматривают введение иммунитета в отношении злоупотребления доминирующим положением для субъектов малого бизнеса с выручкой менее 400 миллионов рублей. Это означает, что таким компаниям не будет присваиваться статус монополистов на занимаемых ими рынках. Следовательно, их действия не будут рассматриваться на предмет нарушения конкуренции, – отметил Денис Бугаев.

    К слову, неприкосновенностью не смогут пользоваться субъекты естественных монополий, финансовые организации и компании с государственным участием.

    Отвечая на вопросы журналистов, бизнес-уполномоченный Николай Евменов отметил, что сегодня найден баланс интересов.

    Иммунитет для малого бизнеса – это снижение административных рисков и важный шаг к оптимизации контрольно-надзорной деятельности в нашей стране. Этому способствует и введение новой статьи 4.1.1 в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей возможность замены для субъектов малого бизнеса административного наказания в виде штрафа предупреждением. – Если предприниматель ошибся впервые, когда к нему пришли контрольные органы с плановой или внеплановой проверкой и на- шли у него нарушение, то его штрафовать не будут. Таким образом, реализован упреждающий подход, – уточнил бизнес-омбудсмен.

    По словам Николая Евменова, важным своевременным изменением является и то, что внеплановая выездная проверка ФАС в отношении субъекта малого предпринимательства теперь возможна только по согласованию с прокуратурой. – Рост внеплановых проверок оказывает негативное влияние на деловой климат – предприниматели несут финансовые потери. Принятые изменения в законодательство – результат инициативы самих предпринимателей и института уполномоченного по защите прав предпринимателей. Избыточность антимонопольного контроля в России являлась одной из тем, которые фигурировали во всех трех ежегодных докладах уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова Президенту РФ, – акцентировал внимание на законодательных новеллах бизнес-уполномоченный Николай Евменов.

    В 2015 году ФАС России было проведено 6070 проверок, из которых 5514 были внеплановыми. Таким образом, доля внеплановых проверок составила более 90 процентов. Из всех проведенных внеплановых проверок в 3069 случаях были выявлены нарушения. Следовательно, каждая вторая проверка не установила нарушений, а значит, компании подверглись избыточному контролю.

    Источник: ИД «Двина» — dvina29.ru

    16

    13 сентября 2016
  • Вам штраф! Кто тормозит бизнес?

    Внеплановые проверки мешают работать предпринимателям. Доходит до абсурда.

    6 лет назад президент РФ Владимир Путин призвал проверяющие органы прекратить «кошмарить» бизнес. «Но нас как кошмарили, так и продолжают кошмарить, мораторий на плановые проверки работает, а на внеплановые — нет. Проверяющие ходят к нам, как на работу», — говорят предприниматели.

    Свежий пример — агрофирма «Вельская», где в 2014 году было проведено четыре проверки, в 2015 году — 11, за шесть месяцев 2016 года — уже 17! На минувшей неделе предприниматели региона совместно с властью провели несколько совещаний. Итог встречи — так работать нельзя.

    Искали дорожку

    «Наша районная администрация в борьбе против нас, перевозчиков, перепробовала все способы: конкурсы проводили нечестно — под государственные предприятия с техникой, которой 30 лет, а мы с новым автопарком, проигрывали, на нас постоянно подавали в суд, к нам приезжали с внеплановыми проверками, дошло до того, что чиновница из ведомства, которое нас проверяет, написала жалобу от себя самой себе, даже фамилию не поменяла. Одна из нас не выдержала прессинга — ушла из бизнеса. Работать в таких условиях крайне тяжело!» — пожаловался предприниматель(опасаясь репрессий, просил не указывать район и фамилию. — Ред.).

    У Евгения Дудаша из Плесецкого района туристический бизнес, крестьянско-фермерское хозяйство. Его туркомплексу 3 года. Сюда приезжают отдыхать со всей области. На территории даже есть своя мини-ферма.

    «В прошлом году местный житель написал заявление в прокуратуру по поводу того, что я ему перегородил проезд якобы на кладбище, хотя там дороги нет. Приехали сотрудники прокуратуры, и не одни, а с целым десантом, это представители Роспотребнадзора, земельного комитета, Россельхознадзора, которые конечно же обнаружили много нарушений и выписали штрафы. Дорогу, кстати, они не нашли. Недавно, в связи с трагедией в Карелии, у нас вновь была внеплановая проверка: прокуратура, ГИМС, МЧС, Рыбохрана, Роспотребнадзор. Я им говорю, что у нас не купаются, у нас даже лодок нет. Но проверяющие, наверное, не могли уехать ни с чем, зашли на ферму, проверили пожарную сигнализацию. Конечно, снова нашли нарушения, и снова выписали штраф. Как развивать туризм, когда душат проверками, когда в прошлом году, например, районная прокуратура подала в суд на нас, они вообще хотели снести дома, мы еле отстояли своё дело». И таких примеров — масса.

    Сам себе «Ревизорро»

    Фото: АиФ

    Чтобы предупредить проверки, начинающий предприниматель из Вельска Сергей Пятовский изобрёл свой метод. У Сергея — мини-пиццерия. «Я работаю ещё 3 месяца, пока меня никто не проверял. Зато пошли слухи, что в пиццу мы кладём остатки колбасы. Чтобы убить эти разговоры на корню, мы начали проводить экскурсии на кухню для всех желающих. Там стоят камеры, так что посетители могут видеть, как приготавливается пицца. Я и пожарных приводил к себе. Я им так и сказал: «Как правильно нужно сделать, чтобы не было нарушений? Скажите, я сделаю». Таким же образом и других представителей контролирующих органов приводил. Такая открытость их немного обескураживает, но она не даёт нам возможности дать задний ход, ведь мы намерены развиваться».

    Комментарий

    Фото: АиФ

    Николай ЕВМЕНОВ, бизнес-омбудсмен Архангельской области:

    — Предприниматели отмечают, что испытывают административное давление в части проводимых проверок, а это ведёт к снижению производительности. Какие конкретные шаги для оптимизации внеплановых проверок мы предпринимаем? Мы предлагаем предоставлять возможность предпринимателям устранять замечания, а не сразу выписывать штрафы. Совместно с коллегами из правительства области мы анализируем ситуацию о негативном влиянии проверок. На основе анализа мы подготовим законодательное предложение Губернатору Архангельской области Игорю Орлову, которое позволит сократить количество внеплановых проверок и эффективно защитить интересы бизнеса.

    Источник: Аргументы и факты

    5 августа 2016
  • Без барьеров: бизнес поучаствует в создании нового облика Архангельска

    Глава Архангельска Игорь ГОДЗИШ и уполномоченный при губернаторе Архангельской области по защите прав предпринимателей Николай ЕВМЕНОВ 2 июня провели рабочую встречу с бизнес-сообществом города. Подобные мероприятия, в формате безбарьерного общения, организаторы обещают сделать регулярными.

    На встрече были представлены два проекта.Генеральный директор ООО «Специализированный Транспорт» Сергей РЕДЬКИН предложил муниципалитету в лице Игоря Годзиша заменить существующие наземные контейнеры для сбора мусора на погружные, разработанные французской фирмой «Экобак». Внешняя часть такой установки выглядит как небольшая закрытая урна, сам же контейнер находится под ней в земле. Чтобы достать его, используется лифтовая система, которая работает с помощью обычного шуруповерта. Бак выкатывается к мусоровозу, похожему на те, которые вывозят отходы сейчас. Разброс мусора при этом минимальный.

    Присутствующие на встрече единогласно сошлись во мнении, что выглядит такая система очень красиво, в отличие от грязных, кое-как поставленных контейнеров, которые портят вид города сейчас. Но у них возникло множество вопросов по реализации проекта в Архангельске. Например, обеспокоила эксплуатация такой контейнерной площадки в условиях суровой северной зимы, с ее обилием снега, наледью и сильными морозами. Слишком высока и стоимость проекта: монтаж одной установки обойдется в 2 млн рублей. Не лучше ли начать российское производство подобных мусорных контейнеров, что удешевило бы конечный продукт?

    Представители бизнеса посоветовали Сергею Редькину подробнее проработать проект, просчитать финансовые показатели, смонтировать «пилотный» контейнер, чтобы демонстрировать систему не на словах, а на деле.

    godzish-2.jpg«Возможно, нет необходимости так решать проблему повсеместно. Мы будем искать более дешевые варианты для наших спальных кварталов. В любом случае, это должен быть закрытый контейнер, чтобы мусор не разносился по городу. Но есть места массового пребывания людей, например, наша набережная, где каждые выходные образуется огромный объем мусора. И здесь такая система очень актуальна. Мы могли бы, допустим, расположить несколько подобных площадок на набережной, на площадях, около рынка. Но нужно еще подумать и о сортировке мусора», − отметил Игорь Годзиш.

    Второй бизнес-идеей, представленной на встрече, стал проект реализации товаров местного производства при помощи интернет-торговли «Ярмарка», разработанный компанией «IT-ферма» во главе с Даниилом КЛЮКИНЫМ. Сайт поможет найти друг друга людям, которые производят товары, — будь то индивидуальные предприниматели или фермерские хозяйства, — и людям, которые их хотят купить. По сути, это интернет-магазин, где поставщики создают страницы с информацией о себе и своих товарах. А покупатели, приобретая продукцию, оценивают ее качество и формируют рейтинг продавца: чем лучше товар, тем выше место в рейтинге, и наоборот. Свой проект компания оценила в 1,5 млн рублей и готова реализовать его за два месяца.

    Собравшиеся усомнились в успешности проекта, ведь продавцами в таком магазине могут стать самые обычные люди, производящие продукты питания у себя дома или на даче. В таком случае нет никаких гарантий качества товара: сертификации, указания сроков годности, правильных методов хранения и перевозки. Такой магазин может стать и лазейкой для контрафакта. И все, что может сделать в этом случае покупатель, которого обманули, это подать жалобу на нерадивого продавца в том же интернет-магазине.

    Даниил Клюкин считает, что такая система должна быть государственной. Эту идею не разделяет Игорь Годзиш: «Поставщик продал мне плохие яйца. Пишу бумагу в прокуратуру, что с подачи некоего интернет-ресурса мне привезли плохие яйца. А прокуратура не долго думая решает взять в оборот ребят, которые организовали сей портал и допустили продажу плохих яиц. И пошло-поехало…»

    По мнению Николая Евменова, начало таким встречам положено хорошее.evmenov_nv4.jpg «Самое главное, что мы приходим к формату безбарьерного общения предпринимателей с властью. Сегодня бизнес участвует в создании будущего облика Архангельска. Мы не настаиваем на высокой проработке проектов. Это могут быть просто идеи, ведь любой бизнес начинается именно с них. Мы ждем предложений по благоустройству, применению новых технологий, капитализации областного центра с помощью внебюджетных инвестиций. Такие проекты получат поддержку власти в вопросах, которые зависят от решений муниципалитета. Без прямого диалога, без комментариев от бизнес-сообщества органы власти не смогут продвигать идеи. Любому проекту нужны ноги. И мы готовы дать ему эти ноги и продвигать вперед», — добавил Николай Евменов.

    6 июня 2016
  • Административный риск — основной сдерживающий фактор частной инициативы

    В зале детской школы искусств № 11 в рамках проекта «Сотрудничество бизнеса и власти — залог развития Архангельской области» состоялась встреча с уполномоченным по защите прав предпринимателей Николаем Евменовым.

    Ранее подобные встречи уже проводились в Архангельске, Новодвинске, Коношском, Верхнетоемском, Онежском, Вельском и Виноградовском районах.

    Николай Евменов рассказал о работе института уполномоченных по защите прав предпринимателей. Основан он в 2012 году. В настоящее время принят ряд областных законов, качественно совершенствующих деятельность института, а это: право поддержки гражданских инициатив, направленных на защиту интересов предпринимателей, право проведения общественных экспертизы и проверки, право на создание согласительных комиссий для проведения медиативных процедур по спорным бизнес-вопросам, право предоставления специальных докладов органам власти в случаях массового или грубого нарушения прав и законных интересов предпринимателей.

    Рассказал Николай Евменов о реальной помощи. Вот несколько примеров: предпринимателю из Мезенского района оказана правовая защита в сфере деятельности управляющих организаций по управлению многоквартирным домом. Защищены права предпринимателя из Коношского района по вопросу аренды помещения. Предпринимателю из Устьянского района оказано содействие в получении разрешения на строительство жилых домов.

    Уполномоченным подписаны соглашения о взаимодействии с государственными структурами и субъектами предпринимательской деятельности. Среди них: прокуратура Архангельской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области, Главное управление МЧС России по Архангельской области, Управление Министерства внутренних дел РФ по Архангельской области.

    Николай Евменов упомянул, что ежегодный доклад уполномоченного о состоянии соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности на территории Архангельской области направляется губернатору Архангельской области, уполномоченному при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, председателю Архангельского областного суда, в прокуратуру Архангельской области и размещается на официальных сайтах. Кроме того, уполномоченный выступает с ежегодным докладом на сессии Архангельского областного Собрания депутатов.

    По результатам рассмотрения ежегодного доклада принимается постановление Архангельского областного Собрания депутатов. В 2015 году приняты изменения в областной закон «Об административных правонарушениях», которые усиливают ответственность за воспрепятствование законной деятельности уполномоченного по защите прав предпринимателей. Отныне вмешательство в его деятельность, неисполнение законных требований, а также несоблюдение установленных сроков предоставления информации (или предоставление ложной информации) влекут наложение значительного штрафа. Региональным парламентом поддержано предложение относительно законодательной инициативы в Государственную Думу по введению в КоАП нормы за воспрепятствование законной деятельности уполномоченного — с административными санкциями вплоть до дисквалификации должностных лиц. В 2015 году рассмотрено более 300 жалоб от предпринимателей, которые в основном касались деятельности муниципальных властей и несовершенства нормативных актов органов местного самоуправления.

    После того как уполномоченный отчитался о своей работе, ему задали несколько вопросов.

    После встречи бизнес- уполномоченный ответил на вопросы корреспондента «Каргополья»:

    — Николай Викторович, так все-таки каких предпринимателей надо защищать и от кого?

    — Когда человек решает открыть собственное дело, он всегда оценивает свою финансовую возможность и риски, которые есть — налоговые, административные, финансовые. Задача уполномоченного — снижать административные риски. Поэтому мы сегодня выходим с инициативой по повышению ответственности должностных лиц, которые должны четко понимать: препятствовать развитию предпринимательской деятельности, мешать конкретному проекту — запрещает закон. До этого мера ответственности еще не была урегулирована, поэтому до 80 % обращений и жалоб мы получали с мест.

    По торговле, общественному питанию, транспорту, городскому хозяйству, услугам, рекламе — из муниципалитетов, где нет понимания роли бизнеса в развитии муниципального образования. Второй блок — повышение качества муниципальных и госуслуг для бизнеса. Это выдача документации, согласование любого документа, проекта и так называемый маневр должностного лица: хочу — дам, хочу — не дам. Сейчас приводим в порядок местную документацию, муниципальные органы к нам прислушиваются. Стараемся сделать так, чтобы везде были административные регламенты, чтобы каждое действие должностных лиц четко регламентировалось по срокам и по составу процедур, чтобы не было возможности запрашивать те документы, которые федеральным законом не определены.

    На муниципальном уровне должна выстроиться четкая модель правил игры. Как только правила игры станут прозрачными, тогда и у предпринимателя будет понимание, что местная власть его слышит. Если правила игры не определены и меняются, часто не в пользу бизнеса, то и у бизнеса нет желания дальше развиваться на этой территории. Можно привести пример. Еще в прошлом году у каждого муниципального образования была своя политика по градостроительству, свои правила игры, свой регламент. При едином федеральном Градкодексе мы имели срок получения документов на строительство примерно 2 года, когда лучшие практики в регионах — это всего один месяц.

    Можете себе представить, насколько невыгодно в ряде случаев вести свой бизнес, вкладывать заработанные деньги в новые проекты, если речь идет о таких ограничениях по срокам. Поэтому задача уполномоченного — выявлять и диагностировать такие системные проблемы и предлагать органам власти принимать решения с точки зрения пользы для бизнеса, снижения административных барьеров и поддержки частной инициативы.

    Если говорить про способствование развитию местных организаций и предприятий, то это сегодня наши инициативы, поддержанные правительством Архангельской области, о компенсации затрат местных товаропроизводителей и компаний, которые, допустим, шьют одежду. Если компания шьет одежду, она должна ее сертифицировать, и расходы на это ложатся на ее плечи. Мы предложили компенсировать их за счет государства. Налоговые издержки в виде патента упрощенного режима налогообложения должны быть снижены и доступны для малого бизнеса, поэтому в ноябре прошлого года по нашей инициативе был расширен перечень видов деятельности по патентам. Их стало 66. Туда вошли хлебопечение, ремонт техники, изготовление и ремонт мебели и другие виды деятельности, удобные для ведения малого бизнеса. При этом существенно снижена стоимость патента для представителей бизнеса, работающих в районах, на селе — на 50 %. Вот такую деятельность, направленную на поддержку бизнеса, мы ведем.

    — Вы сказали, что за этот год к вам поступило более 300 обращений. А сколько из Каргопольского района? Кому удалось помочь?

    — По Каргопольскому району было всего одно обращение — в сфере строительства для городского хозяйства. Его мы разбирали совместно с администрацией. Речь идет о заявителе, которого сейчас нет на месте. Мы общаемся с главой района, чтобы знать о дальнейшем ходе работы с ним.

    — Многим удается помочь?

    — Больше 70 % обращений — это муниципальный уровень, где-то порядка 50%, когда мы квалифицируем нарушение либо не совсем адекватный информационный обмен. Бывает так, что предприниматель считает свои права нарушенными, но мы видим, что в чистом виде нарушения не было, есть непонимание, нет полноценного контакта. Помогаем такой контакт наладить. Главная наша задача — досудебное урегулирование вопроса.

    — Не обращались ли к вам по поводу ущемления прав наших предпринимателей, когда их лесные делянки отдали большой устьянской компании?

    — Сигналы из районов с вопросами о перспективах по лесному фонду в отношении малого бизнеса поступали. Была создана комиссия в областном правительстве, в которую я был приглашен как уполномоченный. Мы увидели, что стал налаживаться диалог между крупными арендаторами лесных участков и малым бизнесом. Каким образом? Ассоциация малого бизнеса в лесной сфере (это более 40 компаний) смогла объединить в том числе и местные ассоциации и донести их чаянья и голос до областного правительства, сесть за стол переговоров с крупными арендаторами. Диалог стал налаживаться.

    Главную задачу уполномоченного я увидел в том, что планы закупок и планы аукционов по лесным участкам для малого бизнеса не были достаточно прозрачны и открыты. В сети интернет у регулятора (министерства природных ресурсов) не были размещены планы, где и в каком районе будут проходить эти аукционы. Решение губернатора о выделении полумиллиона кубометров лесосеки для малого бизнеса было принято, но его исполнение с точки зрения прозрачности и перспектив для малого бизнеса — задача уполномоченного. Поэтому я выступил на комиссии с предложением открыть план, показать каждому муниципальному образованию и предпринимателям, каким образом лесосека будет распределена между всеми муниципальными образованиями, когда, кто и где может заявиться, чтобы поучаствовать в этих процедурах.

    Процесс сейчас идет полным ходом, и крупные арендаторы понимают, что они в одиночку не смогут осилить большой лесофонд, поэтому идут на диалог с местными заготовителями и компаниями. Но опять же — они хотят адекватности, чтобы рабочая сила, которая будет использоваться на местах, в свою очередь прогарантировала, что будет исполнять свои обязательства. Потому что отвечать перед министерством и правительством за выполнение проектов будут крупные арендаторы.

    Сергей МУРАШЕВ.

    На снимке: Николай Евменов.

    Фото автора.

    Каргополь Евменов

     

    1 июня 2016
  • Чиновник в хорошем смысле слова

    Николай Евменов – о власти, законах, коррупции и социальной миссии бизнеса

    Ежедневно к уполномоченному при губернаторе Архангельской области по защите прав предпринимателей Николаю Евменову обращаются десятки бизнесменов со всей области. Пишут на электронную почту, звонят, приезжают поговорить лично, а скоро будут связыватьсячерез специальное мобильное приложение. Такие диалоги для омбудсмена не просто «говорильня», любое обращение – сигнал, который сообщает о несовершенствах системы, и порой ее реально перекроить. Даже на федеральном уровне.

    Когда бумага накрывает дело

    – Трудно к вам на прием попасть? – спрашиваю Николая Викторовича.

    – В любой день можете прийти. Со вторника и всю рабочую неделю встречаюсь с предпринимателями. Кто-то записывается заранее, а иногда раздается звонок: «Из такого-то района приехали специально к вам, в приемной стоим!» Как-то раз не успели ко мне, опаздывали на поезд, позвонил сам: «Ну, рассказывайте…» Согласитесь, у слова «чиновник» есть сегодня негативный оттенок. Для многих это формалист. Мне бы хотелось быть современным чиновником в хорошем смысле этого слова и представлять открытый институт на всех уровнях.

    – И с какими проблемами к вам как защитнику обращаются предприниматели? Какие самые распространенные?

    – Как правило, это обращения в сфере земельно-имущественных отношений, – проблемы, связанные с арендой земельных участков и недвижимости. Эти вопросы обычно решаются в плоскости местного самоуправления: мы сталкиваемся с несовершенствами законодательства, недостатками административного регламента на муниципальном уровне, что и порождает барьеры на пути бизнесменов. Человек вложил средства в проект и видит перспективы, но вынужден остановить дело, поскольку истекли договорно-имущественные отношения. В такие моменты органы самоуправления не должны резко ставить точку, поскольку предприниматель – это партнер полезный, а иногда просто необходимый для развития территории. Все блага, что нас с вами окружают, – это, по большей части, негосударственный сектор.

    Моральная экономика

    – То есть часть вашей работы – это нормотворчество?

    – И существенная. Сегодня у нас есть основания для предложений по изменению правил игры, как на местном, так и на региональном уровне. Однако, как я уже сказал, в большинстве случаев основные моменты в сфере малого и среднего бизнеса регулируются местными актами. И должностное лицо может действовать законно, но по морально-экономическим принципам – весьма безрассудно. Местная власть должна сопровождать бизнес, формальному подходу здесь не место. И я не говорю сейчас об умышленном лоббировании чьих-то интересов.

    – Может ли этому поспособствовать реформа местного самоуправления?

    – Конечно, топ-менеджмент как система позволяет увидеть результаты работы руководителя либо их отсутствие… Глава Архангельска сегодня инициирует прямой контакт с бизнесом, поскольку понимает, что именно в городе формируется бизнес-среда и новые технологии, которые потом идут в область. Сегодня поговорить с градоначальником или губернатором – это не чудо, это реалии безбарьерного взаимодействия власти и бизнеса.

    В России любят тянуть

    – Что удалось изменить за этот год на законодательном уровне? – Одна из наших инициатив, которую поддержал бизнес-омбудсмен при Президенте России Борис Титов, – это внесение изменений в федеральный Кодекс об административных правонарушениях. Считаю, должна быть предусмотрена ответственность, в том числе и должностных лиц, за нарушение не только федерального, но и регионального, и местного акта. Также нашу инициативу по укреплению института бизнес-омбудсмена поддержали уже около четверти бизнес-уполномоченных по всей России. Любое воспрепятствование законной деятельности уполномоченного по защите прав предпринимателей должно быть наказуемо, и в этом нас также поддержали при Архангельском областном Собрании депутатов. Трехлетняя практика работы бизнес-омбудсмена в нашем регионе показывает, что ответы на запросы о предоставлении информации в рамках рассмотрения обращений в нужный срок получаешь далеко не всегда. В результате решение проблем откладывается. Это явный пробел в законодательстве, который необходимо устранить.

    Еще одно наше предложение связано с ролью местного самоуправления в развитии делового климата: чтобы бизнес-омбудсмен мог предлагать проекты актов, опираясь на сигналы-обращения. Также мы выступили с инициативой создать четкие правила игры в сфере строительных правоотношений, что, несомненно, должно повлиять на сроки строительства. Дольщики заинтересованы в оперативности сдачи объектов, а административный регламент Градостроительного кодекса как раз исключает затяжной процесс согласования документов.

    Архангельск и ООН

    – Какое из мероприятий этого года в вашей практике вы считаете знаковым?

    – Летом 2015 года по нашей инициативе Архангельская область стала международной антикоррупционной площадкой, после чего я получил приглашение на конференцию «Защита бизнеса от коррупционных практик: опыт деятельности российского бизнес-омбудсмена», которая состоялась в Санкт-Петербурге в рамках VI сессии конференции государств – участников Конвенции ООН против коррупции. Представители 160 стран мира поделились своими антикоррупционными стратегиями. Мы считаем, что борьба будет результативной, если понимать природу этого явления. Коррупция бывает вынужденная, когда из-за несовершенств нормативной базы бизнесмену буквально приходится кому-то платить, и инициативная, как проявление недобросовестной конкуренции, когда бизнес хочет выиграть на рынке через подкуп должностных лиц. Мы видим выход в повышении ответственности представителей власти и выходе на прозрачность муниципальных и государственных услуг.

    – Вы инициировали разработку бесплатного мобильного приложения для предпринимателей, в чем его суть?

    – Оперативно знакомить пользователей с необходимой информацией о наших инициативах и мероприятиях, свежих новостях сферы бизнеса и изменениях в российском законодательстве. Это возможность высказать свое мнение и быть со мной на связи в режиме онлайн, чтобы, к примеру, оперативно сообщить о правонарушениях со стороны органов власти или проверках, которые сегодня существенно тормозят развитие бизнеса. Мы сейчас готовим инициативу по ужесточению требований к основаниям для внеплановых проверок. Если предприниматель не несет рисков, а его деятельность не является опасной, есть ли необходимость планово проверять его каждые три года? Нередки случаи, когда поводом для такой проверки становится жалоба недобросовестного конкурента. Об этом мы расскажем и на XVIII конференция малого и среднего предпринимательства, наш круглый стол так и называется: «К вам пришла проверка. Что необходимо знать предпринимателю».

    За штурвалом. По-настоящему

    – Сегодня много говорится о социально ответственном бизнесе, насколько это в условиях экономики реально?

    – В последнее время и бизнес, и власть и общественность все чаще проявляют интерес к теме социального предпринимательства. Это направление утверждается в качестве популярной и привлекательной бизнес-модели для неравнодушных и деятельных людей. Что касается бизнеса непосредственно в социальной сфере, то игроки идут туда неохотно – это затратно и неприбыльно. И он больше строится на нравственной идеологии, чем на бизнес-стратегии. Тем не менее власть сегодня готова помогать таким предпринимателям, которые пытаются решать проблемы общества. Я вообще считаю, что власть – это корабль. У тебя в руках может быть штурвал. Или штурвальчик. Но в любом случае лишь делать вид, что ты им управляешь, нереально и неправильно. Надо управлять по-настоящему.

    ЕЛЕНА ИОНАЙТИС

    Источник: ИД «Двина» — dvina29.ru

    31 мая 2016
  • Рынок лекарств в регионе оказался в опасности, есть ли перспективы?

    Фармацевтическая составляющая местного здравоохранения испытывает «кризис жанра» – экономическая ситуация в Архангельской области вкупе с санкционной политикой государства вызвали дефицит лекарств, которые ранее ввозились из-за рубежа. Производства своих аналогов пока толком не наладили, а иностранные запретили – что делать людям, в них нуждающимся? Ситуацию усугубляют еще и такие факторы, как «прыгающий» из стороны в сторону перечень жизненно необходимых препаратов и недостаток кадров…

    На днях в Управлении федеральной антимонопольной службы по Архангельской области в рамках проекта «Сотрудничество бизнеса и власти – залог развития Архангельской области» состоялся круглый стол на тему «О перспективах развития фармацевтической отрасли в Архангельской области», инициированный уполномоченным при губернаторе Архангельской области по защите прав предпринимателей Николаем Евменовым.

    Важным аспектом существования и развития аптечных сетей являются, как и везде, кадры. Конечно, аптека не лечит – это задача врача. Но фармацевты должны всегда предоставить грамотную информацию о том или ином лекарстве. А могут они это сделать, к сожалению, далеко не всегда.

    – С 2008 года мы подготовили для региона почти пятьсот провизоров, но этого очень мало, – признала декан фармацевтического факультета СГМУ Ольга Буюклинская. – Мы знаем, что сегодня подобные специалисты очень востребованы, и их нехватает. При этом если раньше у нас было как очное, так и заочное обучение – теперь же осталось только очное. Как следствие, районы наши будут без единого провизора через четыре-пять лет, а может быть, и раньше. Есть и еще проблема – получающие среднее образование фармацевты не пойдут к нам учиться. Им проще сразу идти работать и зарабатывать деньги, не имея высшего образования. У нас остается надежда только на то, что к нам будут приходить школьники. Нам нужно, чтобы ежегодно их приходило как минимум по пятьдесят человек по целевому обучению из районов. Но, например, в прошлом году пришло лишь двенадцать. Этого крайне мало. Нужно разобраться в причинах и искать стимулирующие средства. Кроме того, лишь единицы наших выпускников остаются в государственных аптечных сетях. Большинство уходит в коммерческие аптеки. Значит, молодых специалистов надо стараться поддерживать.

    Получается, что для того чтобы решить вопрос, нужно больше бюджетных мест и больше тех, кто будет приезжать учится по направлениям из районов, а потом возвращаться.

    – Будем выходить с инициативой госзаказа федеральным учебным заведениям, чтобы проблему кадрового обеспечения ряда отраслей мы могли закрывать через подготовку кадров в системе высшего образования, – рассказал уполномоченный при губернаторе Архангельской области по защите прав предпринимателей Николай Евменов.

    После того как все собравшиеся обсудили имеющиеся проблемы и поговорили о путях их решения, был подписан тот самый «Кодекс добросовестных практик в фармацевтической отрасли». По мнению участников круглого стола, документ с прописанными в нем правилами игры для всех, поможет изменить в лучшую сторону ситуацию, которая сегодня сложилась в фармацевтической отрасли региона.

    Автор материала: Анна Нечай
    Газета: «Московский комсомолец в Архангельске»

    11435

     

     

    25 мая 2016